Антверпен-Париж 27.06-2.07.2013. Часть 1, как никуда не опоздать?

1. Идея.

Первоначально решили поддержать нашу команду по пауэрлифтингу на чемпионате мира и посмотреть на это действо. Потом возникли и другие цели. Поскольку мне нужна была виза, решили поехать через Париж и заодно потусоваться там пару дней и продлить выходные.

2. Дорога.

Поскольку поездка короткая и в чём-то бюджетная искали самые дешевые рейсы. Всё началось с того, что я купил билеты на самолет вылетом в 5-30 из Шереметьево через Амстердам. В аэропорту планировали быть в 4... Поехали на машине (аэроэкспресс то не ходит, как впрочем и метро, а такси дешевле не получается) и бросили ее на стоянке за 200 рэ в сутки с трансфером туда-обратно.Подъезжаем к съезду на "ленинградку", время 3-30, поспать то хотелось лишние десять минуток! Ну что может быть в три ночи? Пробка! Стоит со съезда очень плотно, я метнулся в Куркино и каким-то чудом успел проскочить там круг около моста. Еще минут 10, он бы тоже завязался и тогда точно конец, а так, простояв час, мы бежали на регистрацию бегом от автобуса. Люди, пропускавшие нас на паспортный ехали по ленинградке и стояли два часа...

Но на этом приключения не закончились даже в аэропорту! Нам еще минут 15 не могли распечатать посадочный, а на стыковочный так и вовсе не напечатали, сославшись на какую-то фигню, хотя как я понял, они просто не умели пользоваться системой. Даже невозмутимая Зайца! начала под конец орать на тёток, так долго они копались, а мы еще багаж не сдавали! Кстати перед нами долго гнобили пассажира с платиновой картой, летящего в экономе, за две маленькие сумки, которые он хотел взять в салон (желание то логичное если в малюсеньком чемодане ноут, как и у нас, а во втором например документы...). Мужик ушел таки с сумками, а они еще долго обсуждали, как пойдут у него одну отбирать. А он таки потом пришел в салон с двумя местами, только вместо второй сумки был пакет. Бред. От персонала терминала "Е" осталось только в памяти словосочетание "тупые овцы" почему-то. Перед поездкой видел в и-нете статью в которой говорилось о том, что аэропорт Шереметьево признан лучшим в Европе... Какой аэропорт? Кто выбрал? За что? Выбиравшие больше нигде не были?? В общем здесь успели...

В Амстере, кстати, вопросов с посадочными не возникло. Приложил паспорт к автомату, далее на русском языке меню, всё быстренько распечатали. Долетели до Шарля-де-Голя, сели там на электричку до северного вокзала, там то и началась вторая часть. Билеты на поезда тоже были куплены заранее, там отдельная история как разобраться с сайтом бронирования, время - без пяти одинадцать, наш поезд в 25 минут, по плану билеты получаются быстро в автомате... По факту автомат не работает. Вернее работает, вот только билеты на дальние не выдает по техническим. В справочной отправили в кассы. Там очередь, а в 11 все кассы, кроме двух, закрыли - пересменка. С каждым возятся минут по 15. Сзади кстати народу набежало, приди я на десять минут позже пришлось бы лезть без очереди. Перед моим носом открыли окно и мы успели и тут. Сели в поезд, следующая пересадка в Брюсселе, между поездами 9 минут, что то будет...

А не будет ничего. Поезд хвалёный французский опоздал на 10 минут и наша электричка ушла. Тупо сели на такую-же следующую не меняя билета. Ну и объяснять ничего не пришлось, на этот раз, на удивление, контроллеры не ходили ни разу.

3. Антверпен.

Расположившись в уютной гостинице начали планомерный обход города. Добрели до Зелёной площади. И тут Зайца! обратила внимание на плакатик, висящий при входе. И палаточки на площади подозрительные разворачиваются.... Оказалось, что своими тремя днями мы попали ровно на фестиваль бельгийского пива!! Вот тут то мы в последствии и оторвались!

фото1

Кухню конечно нельзя назвать разнообразной. Еще с Брюсселя нам понравились мидии с разнообразными соусами, здесь они тоже были в изобилии. Было бы ничего особенного вцелом, если бы в последний день мы не оторвались в рыбном ресторане, что недалеко от замка на набережной. Столики были почти все заняты, обслуживание отличное, белое вино изумительное, а заказали мы на двоих жаренного морского языка, треску, лобстера, всякие закусочки. Было очень вкусно! Счёт получился правда не маленький, 170 евро, но оно того стоило. Фото не сделал, это - из других кафе.

фото2 фото3 фото4

В Антверпене тоже много великов и есть система проката.

фото5

Далее компиляция из всевозможных видов города.


Карта


Гостиницы


Отель Сандтон Еден Антверпен

01 Центральный вокзал (площадь Астрид)

Поскольку первое, что мы увидели в Антверпене, это вокзал от него отсчёт и начнём. Пожалуй это самый нелбычный вокзал, который мне удалось видеть. Во-первых он необыкновенно красивый, во-вторых пути здесь расположенны не по горизонтали, как было бы логично, а по вертикали. А еще он огромный.
Предшественником Центрального вокзала была Восточная станция. Первой частью нового вокзала стал монументальный дебаркадер, разработанный инженером Клемантом ван Богартом (Clemant van Bogaert). Строительство дебаркадера началось в 1895 году, а 15 июля 1898 года дебаркадер был торжественно введён в строй. Проект вокзального здания был разработан архитектором Луи Деласензери (Louis Dela censerie). Открытие вокзального здания состоялось 11 августа 1905 года без каких-либо торжеств.
К пятидесятым годам 19 века вокзал пришёл в упадок. Постепенное разрушение конструкций привело к тому, что камни из стен и сводов вокзала падали на землю. Во избежание несчастных случаев часть декоративных конструкций была закреплена, а часть — демонтирована.
Реставрация вокзала началась только в 1998 году. С февраля 2000 года, начались работы по строительству двухпутного тоннеля, который должен был напрямую соединить вокзал с железной дорогой с северной стороны города. Благодаря этому проекту вокзал переставал быть тупиковым. После реконструкции пути стали размещаться в трёх уровнях.

01 Зоопарк (Koningin Astridplein, 26)


01 Площадь Королевы Астрид (Koningin Astridplein)


02 Площадь Теньерплаатс (Teniersplaats)


02 Памятник Давиду Теньеру (Teniersplaats)


02 Улица Лейсстраат (Leysstraat)

Небольшая по протяженности улица содержит большое количество богато декорированных домов.

02 Фламандская опера (Vlaamse Opera, Frankrijklei, 3)

Фламандская опера – это два оперных театра в Генте и Антверпене и компания, ими управляющая. С января 2009 года во главе стоит швейцарский певец Авиэль Кан.
Строительство современного здания началось в 1904 году и заняло три года. 18 октября 1907 года опера, построенная в традиционном необарочном стиле Людовика XVI, была торжественно открыта. Примечательно, что вход в театр был общим и для самых богатых и для менее знатных зрителей, однако лестница на балкон, где были более дешевые места, находилась отдельно от той, что вела в партер. В техническом смысле, опера была очень современной, так как в ней использовалось электрическое освещение. Зрительный зал вмещает более тысячи зрителей. В 2007 году опера была тщательно отреставрирована и оснащена новейшим оборудованием.

03 Памятник Антонису Ван Дейку (Antoon van Dyck, Meir)


03 Улица Мейр (Meir)

Сейчас Мейр является одной из главных торговых улиц Антверпена, а с 1993 года еще и пешеходной. Первое упоминание приходится на 1257 год, тогда это была всего лишь небольшая болотистая местность, лежащая за пределами городских ворот. С 15-го века она стала мощеной, а еще через сто лет здесь начали постройку своих домов самые богатые и влиятельные жители города, поскольку исторический центр стал мал и к тому же густо застроен. В начале 20-го века, с постройкой центрального вокзала, улица становиться еще и главной транспортной магистралью города.

03 Городской концертный зал (Stadsfeestzaal, Meir, 78)


04 Королевский дворец (Koninklijk Paleis, Meir, 50)

Особняк был построен по заказу богатого антверпенского предпринимателя Александра ван Сюстерена, чей герб изображен на вершине симметричного классического фасада, украшенного капителями коринфского ордера. В 1811-1812 году особняк был куплен Наполеоном. По его распоряжению, интерьер был заново отделан в традициях "имперского стиля". Сам Наполеон так здесь ни разу и не остановился. В начале Первой мировой войны во дворце укрывался король Альберт I. Сейчас здесь находится центр современного искусства.

04 Улица Мейр (Meir)


05 Небоскрёб Torengebouw (Буренторен или башня КВС) (Eiermarkt, 20)

Строительство здания было завершено в 1932 году. Постройка по проекту не должна быть выше Собора Антверпенской Богоматери. Высота здания на тот момент составила 87.5 метров и это был первый небоскреб Европы. При строительстве использовался такой-же тип несущих конструкций, что и у первых чикагских небоскребов. Фасад башни, как и часть её интерьеров, выполнены в стиле ар-деко.
В 60-х годах башню хотели снести, однако в 1970 году наоборот начались реставрационные работы, и к 1976 году башня стала почти на 10 м выше. После реставрации башня стала исключительно офисным зданием.

05 Улица Sint-Katelijnevest


05 Улица Мейр (Meir)


06 Улица Schrijnwerkersstraat


07 Улица Schoenmarkt


08 Зеленая площадь (Groenplaats)

Когда-то площадь была кладбищем при Соборе Богоматери, потом здесь устраивали цветочный рынок, сейчас это популярная у метсных площадь, с кучей кафе и к тому же здесь в конце июня проходит фестиваль бельгийского пива, так любимого всеми, кто его пробовал!

08 Площадь Перчаточного рынка или просто Перчаточная (Handschoenmarkt)

Площадь маленькая, уютная, утыкана как обычно сувенирными лавками и кафе. На площади стоит каменный колодец Квинтена Матсейса, датируемый 1490 годом. На кованной решетке всё тот-же римский солдат с отрубленной рукой.

08 Собор Антверпенской Богоматери (Onze-Lieve-Vrouwekathedraal, Groenplaats, 21)

С IX по XII век на том месте, где сейчас стоит собор, была небольшая часовня Божьей Матери, ставшая к 1124 году приходской церковью. Скоро она была заменена новой романской церковью, а в 1352 году, началось возведение нового готического Собора. Его план предусматривал две равные по высоте башни. Первым строителем Собора был мастер Жан Амель из Булони. Зодчий отдал этому сооружению сорок лет жизни, но умер, так и не увидев собор возведённым хотя бы на четверть, и завещал свое дело сыну Петеру. Всего в разное время в строительстве принимало участие около 10 архитекторов, в числе которых был Ромбаут Кельдерманс.
В 1521 году, спустя 170 лет с начала строительства, новый Собор Богоматери был готов, однако южная башня достигла только третьего яруса. В ночь с 5 на 6 октября 1533 года новый Собор был сильно повреждён пожаром, уничтожившим большую часть здания. Все силы и средства были брошены на восстановление и строительство второй башни велось с опозданием, которое в дальнейшем привело к его отсрочке, как оказалось, навсегда — она вполовину меньше северной, и её увенчивает невысокий шпиль. Для пущей интриги, Собор и по сей день считают недостроенным.
Собор, ставший таковым в 1559 году, страдал не только от пожара. 20 августа 1566 года протестанты уничтожили большую часть интерьера собора. Позже, во времена господства протестантов, реликвии собора продолжали разрушаться, расхищяться и продаваться. В 1794 году французские революционеры захватили Антверпен. Они тоже не примянули разграбить Собор. Приблизительно в 1798 г. французская администрация была намерена вообще снести здание, но идея была отменена указом самого Наполеона.
В Соборе находятся три картины кисти Питера Пауля Рубенса: "Воздвижение Креста Господня", "Успение Пресвятой Девы Марии", "Воскрешение Христа". Они были написаны специально для Антверпенского Собора. Здесь находится также Мадонна с младенцем из каррарского мрамора, изготовленная в районе 1350 года. Эта статуя осталась единственной нетронутой во время пожара и разграблений храма. По легенде пока статуя стоит на своём месте, Антверпен будет в безопасности.
Собор до сих пор является самой высокой постройкой города, высота северной башни составляет 123 метра. Еще бы. Строить выше запрещено законом.
В отличие от большинства церквей Бельгии, вход в Собор платный, 2 евро. Собор открыт для посетителей с 10 до 17 по будням, с 10 до 15 по субботам и с 13 до 16 по воскресеньям и выходным.
А еще его, как и большинство готических церквей, сложно хорошо сфотографировать. Он плотно обстроен со всех сторон, поэтому на большинстве фото, в том числе и путеводителей, он сфотографирован издалека или криво (фотошоп видать). Вот и мне пришлось побаловаться склейкой из кусков.

09 Большая или Торговая площадь (Grote Markt)

Главная площадь Антверпена очень красива. Основная застройка - дома гильдий. Также ка и в Брюсселе, гильдии в Антверпене со средних веков имели большое влияние и средства и соперничали между собой в постройке и отделке своих "резиденций". Дома гильдий построенны, в основном, в 16-17 векам, но многие, из них были восстановлены и отреставрированы уже в 19-20 веках. В 1576 году во время "Испанской ярости" многие здания в Антверпене были разрушены испанцами. К оригинальным постройкам относятся дома под номерами 24, 38 и 40. Большинство зданий выполнено в стиле, сочетающем элементы готики и ренессанса, типичном для Нидерландов.
К сожелению для Антверпена мне не удалось найти сведений о конкретных владельцах, за исключением двух домов, и если кто то располагает такой информацией, буду рад помощи! И еще Центральная или Большая площадь очень хороша как арт объект. Отсюда открывается отличный вид на ратушу, Собор, и на ней так много прикольных видов.

09 Дома гильдий (Grote Markt)


09 Дом гильдии арбалетчиков (Grote Markt, 7)

Дом гильдии арбалетчиков, или "Испанский дом", построен в 1580-1582 годах. Вершину его фасада украшает статуя святого Георгия Победоносца, колящего копьём змея, прям герб Москвы. Автор – бельгийский скульптор Жозеф Ламбо.

09 Дома гильдий (Grote Markt)


09 Дом гильдии моряков (Grote Markt, 11)

Дом "Ден Аренд", ранее принадлежавший гильдии моряков, был построен в 1906 году в стиле неоготики.

09 Дома гильдий (Grote Markt)


09 Ратуша (Stadhuis, Grote Markt, 1)

Здание ратуши построено между 1561 и 1565 годами, когда Антверпен был торговой столицей Европы, по проекту местного архитектора Корнелиса Флориса. Однако изначальная потройка продержалась только до 1576, когда во время взятия Антверпена испанцами выгорела практически полностью. Восстановление началось только через три года в 1579 году. В 19 веке здание было тщательно отреставрированно и его интерьеры относятся именно к этому периоду. Ратуша пышно украшена геральдическими символами антверпенских маркграфов, испанских Габсбургов и герцогства Брабантского. По мне здание вышло мрачноватым, скрашивают только многочисленные флаги.

09 Фонтан Брабо (Brabofontein)

Согласно легенде, великан Дрюон Антигон раньше жил в замке на месте будущего города и требовал плату с проходящих мимо судов (по другой версии, с граждан, переходящих реку по мосту). Морякам, отказавшимся платить, великан отрывал руки и бросал их в Шельду. Но однажды великан сам был побежден храбрым римским воином по имени Брабо, который отрубил ему руку и выбросил её в реку. Согласно фольклору, именно это определило название города: в переводе с нидерландского, "hand werpen" — бросать руку.
Фонтан был спроектирован бельгийским скульптором Жозефом Ламбо в 1883 году. Сделан очень интересно: у фонтана нет чаши и вся вода возвращается в резервуар прямо через щели в брусчатке мостовой. Это доставляет много радости детворе и не только, а вот фотографам надо быть начеку, чтобы не подойти слишком близко и не утопить технику.

09 Памятник "Носильщику" - монумент "За свободный труд" (Arbeid Vrijheid)


10 Улица Wijngaardstraat


10 Городская библиотека (Hendrik Conscienceplein)

Расположилась с 1883 года в помещениях бывшего Иезуитского монастыря 17-го века. Перед зданием установлен памятник антверпенскому романисту Хендрику Консьенсу (1812-1882 годы), автор - Франс Йорис, установлен в 1883 году. Площадь, перед библиотекой, очень маленькая и красивая. Вокруг много прикольных домов и кафе.

10 Улица Jezuïetenrui


10 Улица Korte Nieuwstraat


10 Церковь св. Анны (Korte Nieuwstraat, 22)


10 Костёл св. Карола-Борромея (Church of St. Charles Borromeo, Hendrik Conscienceplein, 6)

Бывшая монастырская церковь Иезуитов была построена в 1614-1621 годах. Авторство фасада и башни приписывают Рубенсу. Он и его помошники расписали потолок 39 картинами, большая часть которых пострадала в огне пожара 1718 года. Выделяются и средневековые трибуна и алари, созданные около 1621 года.

10 Площадь Hendrik Conscienceplein


10 Улица Wolstraat


11 Коледж св. Жана (San Jan berchmanscollege, Jodenstraat, 15)


12 Улица Hopland


12 Дом-музей Рубенса (Wapper, 9-11)

Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года. До 1608 года много путешествовал за границей, а по возвращении в 1609 году был назначен придворным живописцем эрцгерцога Альберта и эрцгерцогини Изабеллы. В том же году он женился впервые на Изабелле Брант. В ноябре 1610 он покупает участок в Ваппере, где строит дом и мастерскую, сохранившиеся по сей день и носящие его имя.
После смерти Рубенса 30 мая 1640 года дом был продан и несколько раз менял хозяев, каждые из которых меняли планировку, обстановку и наполнение сада. 1 августа 1937 года дом был куплен городом Антверпен и стал муниципальным музеем. К 1946 дом был тщательно отреставрирован и наполнен предметами эпохи Рубенса.
Поскольку по завещанию Рубенса после его смерти большинство из его коллекции произведений искусства были проданы с аукциона, собрать их вновь невозможно. Однако в музее есть некоторые экземпляры. Это два портрета Бартоломеуса Рубенса и Барбары Арентс, деда и бабушки Рубенса, художник Якоб Класс ван Утрехт, эскизы мастера, портреты, копии его картин, автопортрет. Представлены мебель 17 века, картины предшественников и современников мастера. В 2010 году Музей приобрел четыре новые картины на условиях долгосрочного кредита.

12 Бюст (Wapper, 9-11)


13 Памятник Виктору Трисенсу (Graanmarkt)


13 Театр Bourlaschouwburg (Komedieplaats)


14 Девичий дом (Maagdenhuis, Lange Gasthuisstraat, 33)

В этом здании на протяжении более ста лет, с 16 по 17 века, находился приют для девочек сирот, отсюда и название. Сейчас здесь Дом искусств Публичного центра общественного благосостояния. Экспозиция, доступная широкой публике, располажилась в бывшей часовне. В собрании редкая антверпенская керамика 16-го века, картины Ван Дейка, Йорданса, Де Фирса. Дом очень красивый!

14 Памятник Виллему Элсхоту (Willem Elsschot, Mechelseplein)

Настоящее имя писателя - Альфонс Йозеф де Риддер. Родился 7 мая 1882 в Антверпене, умер 31 мая 1960, там же. Бельгийский нидерландскоязычный поэт и прозаик, литературный критик, один из выдающихся писателей бельгийской литературы ХХ века.

15 Церковь св. Георгия (Sint-Joriskerk, Mechelseplein, 24)

Cамые ранние упоминания о часовне cв. Георгия, находящейся недалеко от стен города Антверпен, приходится на 1201 год. С 6 июля 1304 года она обзавелась собственным приходом. Несколько позже, в 1314 году, город Антверпен был расширен и часовня становится маленькой церковью в пределах городских стен в непосредственной близости от ворот св. Георгия. В 1326 году на ее месте начато строительство собора.
Во время "иконоборческой бури", с 20 августа 1566 и позже, Собор св. Георгия утратил мебель и большую часть интерьеров. В 1585 Антверпен, после осады более года, завоеван испанским губернатором Александром Фарнезе, герцогом Пармы. В том же году в Соборе св. Георгия заново начинают проводится католические богослужения.
Во время французского революционного режима, в конце 18 века, Собор был полностью уничтожен. В 1797 году участок был продан. Площадка вскоре была застроена новыми зданиями, на том месте, где стоял Собор. В 1846 году пастор Ян ван Каувенберг выкупил землю вместе с новыми постройками. Здания были снесены и было начато строительство новой церкви под руководством амстердамского архитектора Леона Суйса. Церковь построена в неоготическом стиле, что былы инновационным в то время для Антверпена. Хотя архитектор был уволен во время строительных работ, здание было построено в 1853 году. Около 1871 года церковь была освящена, примерно в это же время церковь была расписана фресками и появились две башни со шпилями. В конце ХХ века началась обширная реставрация церковного здания.

15 Улица Sint-Jorispoort


15 Площадь Leopoldplaats


15 Памятник Леопольду I, королю Бельгии (Leopoldplaats)

Леопольд I (родился 16 декабря 1790, умер 10 декабря 1865), король бельгийцев с 1831 по 1865 годы. Из рода владетельных герцогов Саксен-Кобургских, третий сын великого герцога Франца Саксен-Кобург-Заальфельдского. Принят на русскую службу подполковником с зачислением в лейб-гвардейский Измайловский полк 28 марта 1799. Был в родстве с русским императорским домом: его сестра Анна Фёдоровна была женой наследника Константина, а сестра Антония — была замужем за братом императрицы Марии Фёдоровны. Участвовал в походе в Австрию в 1805 и находился в свите императора Александра I при Аустерлице. В 1809 году по настоянию Наполеона оставил русскую службу и вернулся на родину.
В 1813 году снова поступил на службу в русскую армию. 28 октября 1814 году произведён в генерал-лейтенанты. 31 марта 1814 года союзные армии во главе с императором Александром I вступили в Париж.
В 1816 году Леопольд поселился в Англии и женился по любви на принцессе Шарлотте, дочери принца Уэльского. В течение двух недель он получил 50 тыс. фунтов, стал членом палаты лордов и генералом британской армии. Шарлотта скончалась 7 ноября 1817 года от осложнений при родах, сын родился мёртвым. Леопольд впоследствии назвал Шарлоттой дочь от второго брака, будущую императрицу Мексики. Другой сын короля Георга, герцог Кентский, женился на Виктории Саксен-Кобургской, вдовствующей княгине Лейнингенской, сестре Леопольда. У герцога и герцогини Кентских 24 мая 1819 года в Кенсингтонском дворце родилась девочка, которая впоследствии стала королевой Викторией.
В августе — сентябре 1830 года произошла революция в Бельгии, в результате которой возникло независимое государство, отделившееся от Нидерландов. Национальный конгресс 22 ноября проголосовал за конституционную монархию и 4 июня 1831 года избрал Леопольда Саксен-Кобургского бельгийским королем большинством в 137 голосов. Король Леопольд I 21 июля 1831 года торжественно въехал на белом коне в Брюссель и принёс присягу на верность бельгийскому народу и конституции. Этот день отныне считается одним из главных национальных праздников.
Судя по всему, именно это момент и запечетлен потомками в бронзе. И стоит он на площади, названной именем короля. Вот такая интереснейшая биография и переплетение личностей!

15 Площадь Mechelseplein


15 Памятник (Schermersstraat)


16 Монумент "Свободная Шельда" (Schelde Vrij, Marnixplaats)

Памятник, спроектированный в 1883 году Й.Й. Виндерсом установлен в честь отмены в 1863 году нидерландских пошлшин на доступ к морю. Монумент высотой двадцать метров с фигурами Нептуна и Меркурия на вершине.

17 Церковь Святой Вальпургии (st. Walburgiskerk, Karel Rogierstraat)


17 Школа Рудольфа Штайнера (Rudolf Steinerschool, Volkstraat, 40)

Здание школы - прекрасный образец архитектуры в стиле ар нуво.

18 Королевский музей изящных искусств (Koninklijk Museum voor Schone Kunsten, Leopold de Waelplaats)

Музей был открыт в 1810. Современное здание построено в 1884—1890 гг.
В октябре 2010 постоянная экспозиция была закрыта на реконструкцию, которая, начавшись в мае 2011 будет проводиться аж до 2017 года. Не только у нас могут быть долгострои! А узнали мы об этом как всегда поцеловав закрытую дверь. Можно было бы много написать о сокровищах, хранящихся в музее, но делать это будем если доживем до открытия и сподобимся приехать сюда еще раз.

19 Улица Nationalestraat


20 Улица Sint-Antoniusstraat


21 Улица Lange Gasthuisstraat


21 Музей Майера ван ден Берга (Museum Mayer van den Bergh, Lange Gasthuisstraat, 19)

Мы не очень жалуем частные музеи или собрания поскольку обычно они представляют из себя довольно унылое зрелище. Для этого было сделано исключение, хотя бы потому что здесь есть любимый нами Брейгель. И не зря! Музей просто замечательный. Прекрасная обстановка, чудное собрание картин, мебели, прикладного искусства, даже лиможские эмали...
Фриц Майер ван ден Берг родился 22 апреля 1858 года в семье одного из богатейшего и влиятельнейшего предпринимателя Эмиля Майера, торгующего специями и лекарствами, женатого на дочери пивовара и винодела Генриетте ван ден Берг. Он изучал право и искусство в университете Гента, но внезапная смерть отца не дала закончить обучение. Оставив ведение бизнеса младшему брату Оскару и матери, которой очень доверял, сам занялся своей страстью - коллекционированием.
Фриц умер 4 мая 1901 года в результате несчастного случая на конной прогулке в возрасте 43 года, недожив до презентации своей коллекции в рамках выставки "Фламандского примитивизма" в Брюгге, организацией которой активно занимался. Мечту Фрица о музее воплатила в жизнь его мать, назвав его в честь погибшего сына. Здание музея было построено антверпенским архитектором Хертогсом, в нео-готическом стиле и в строгом соответствии с представлениями о семейном доме богатых фламандских горожан 16 го века. Это первый в мире дом, построенный для уже существующей коллекции. Он был открыт 17 декабря 1904 года, а для широкой публики только в 1924 году. С 1976 года музей стал муницыпальным по соглашению с администрацией.

22 Улица Sint-Jacobsmarkt


23 Церковь св. Франциска (Sint-Franciscuskerk, Ossenmarkt)


23 Площадь Ossenmarkt


23 Бегинаж (Begijnhof, Rodestraat, 39)

Антверпенский бегинаж был основан в 1544 году, когда старый бегинаж, существовавший аж с 1245 года, был перенесен внутрь городских стен из соображений безопастности. На территории находится церковь св. Екатерины, построенная в 1827 году по проекту Пьера Бруно Бурла, вероятно. Уерковь стоит на месте более древней, которая была снесена в 1799 году.
Бегинаж - женская община, близкая к монастырской, однако ее члены не давали обет безбрачия и не были обязаны пожертвовать своё имущество при вступлении в общину. В бегинажи, помимо вдов, принимали и жён крестоносцев, которые могли покинуть бегинаж после возвращения мужа из многолетнего похода. Бегинки занимались общественно полезными делами: воспитывали сирот, занимались рукоделием, плели кружева, ухаживали за больными и престарелыми. Общины находились под покровительством влиятельных горожан, которые давали деньги на постройку бегинажа и поддерживали их затем материально. На сегодняшний день бегинок практически не осталось, поэтому сейчас в бегинажах живут в основном престарелые люди, студенты и художники. Некоторые бегинажи сохранили свою монастырскую функцию, другие были переделаны в музеи. Последняя бегинка Антверпена скончалась в 1986 году.
В 1998 году фламандские бегинажи были занесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Место здесь очень тихое и уютное. Внутренний двор утопает в зелени, а постройки напоминают замок в миниатюре. Очень красиво.

23 Улица Lange Winkelstraat


24 Протестантская церковь Антверпена "Брабант на Масличной горе" (Kerk de brabantse olijfberg, Lange Winkelstraat)

В 1585 г. Антверпен был осаждён и взят испанскими войсками Александра Пармского. Протестанты, чьи службы были запрещены, тайно собирались в домах людей для проведения ритуалов. После окончания 80-летней войны ситуация стала спокойнее и в 1652 году здесь вновь открылась церковь с пастором, но по прежнему "тайно". Протестантская церковь Антверпена "Брабант на Масличной горе" - псевдоним общины, сохраненный до сих пор и являющийся предметом гордости.
Самым видным членом этой церкви был художник Якоб Йорданс, дом которого регулярно с 1674, до самой его смерти в 1678 году, использовался для празднования Вечери Господней.

25 Кафе "Горец" (Cafe Highlander, Pieter van Hobokenstraat, 2)

Типичное кафе с невеликим набором блюд, но уютное и симпатичное. Здесь можно неплохо перекусить и выпить вкусного бельгийского пива. Что мы и сделали. Еще здесь есть программы по дегустации виски, изготавливаемых владельцами кафе. Нам понравилось. Само кафе правда с 2014 года переезжает, но красивый, старинный домик остается.

25 Улица Keizerstraat (Keizerstraat, 73)


26 Церковь св. Иакова (Sint-Jacobskerk, Lange Nieuwstraat, 73)

Одна из пяти "исторических" церквей Антверпена стоит на месте часовни, где с 1431 года делали остановку на пути к месту погребения святого апостола Иакова в Сантьяго-де-Компостела. В 1476 году часовня стала приходской церковью. В 1491 году началось строительство новой церкви в готическом стиле. Местные купцы выступили инициаторами постройки грандиозного храма, по замыслам который должен был затмить Собор Богородицы. Высота башни должна была достичь 149 метров, однако из-за возникших финансовых трудностей проект не реализовался и башня остановилась на 55 метрах всего.
Несмотря на то, что церковь построенна в стиле поздней готики, интерьер создан в стиле барокко. Он считается самым богатым и роскошным в Антверпене и, возможно, во всей Бельгии. В боковых капеллах церкви находятся 23 алтаря гильдий, религиозных братств и богатых семей Антверпена. Для их изготовления использовалось более 100 сортов мрамора, а для украшения полотна фламандских художников XVI-XVII в.в. Здесь находятся две картины Якоба Йорданса. Первоначальный интерьер был полностью разрушен в ходе иконоборческих волнений. Барочный же интерьер церкви, включая драгоценные полотна Рубенса "Святой Франциск берёт на руки младенца Христа" и Ван Дейка "Оплакивание Христа", уцелел во времена французской революции благодаря "измене" настоятеля церкви: в 1797 году, когда от всех священников потребовали присягнуть Республике, молодой настоятель согласился сделать это, и именно его поступок спас церковь от закрытия и разграбления, хотя самого его прихожане объявили предателем.
В церкви св. Иакова хоронили состоятельных жителей Антверпена. В их числе оказался Питер Пауль Рубенс, который жил неподалеку и был прихожанином этого храма. Первоначально местом захоронения художника стал фамильный склеп семьи Фурман, из которой происходила вторая жена живописца. В 1643 году за главным алтарем построили капеллу для Рубенса. В качестве алтаря для капеллы Рубенс заранее выбрал свою картину "Богоматерь с младенцем Иисусом в окружении святых". Деву Марию художник наделил чертами первой супруги Изабеллы Брандт, Марию Магдалину – второй жены Елены Фурман, Святого Георгия в латах – своими собственными.

26 Улица Sint-Jacobstraat


27 Улица Lange Nieuwstraat


27 Улица Markgravestraat


28 Императорская капелла (Keizerskapel, Keizerstraat, 23)

Построена в 1512-14 годах в готическом стиле, возможно, под руководством Германа и Доминика де Вагемакере. Это один из лучших образцов часовен в Антверпене и единственная, чьё внутреннее убранство не пострадало во время "иконоборческой бури". Барочный портал создан в 1681 году, хранилище и пол также относятся к 17 веку. Очень красив главный алтарь, сохранившийся с 1653 года. Часовня - одна из немногих исторических церквей, находящихся в частной собственности. Нынешние владельцы тщательно отреставрировали часовню в 1989 году, за что им была вручена награда за лучшую реставрацию памятника в Бельгии в 1994 году.

28 Улица Keizerstraat


29 Улица Wolstraat


30 Улица Oude Beurs


31 Дом Мясников (Vleeshuis, Vleeshouwersstraat, 38)

Первый Дом гильдии мясников был построен в Антверпене в 1250 году недалеко от замка Стен для продажи туш скота. К 1500 году здание стало мало и гильдия мясников решила построить новый дом рядом с рынком крупного рогатого скота, забиваемого здесь же. Он был построен с 1501 по 1504 по проекту Германа де Вагемакере. На первом этаже находились лавки 62 мясников, на втором - зал заседаний гильдии и склады. Во время оккупации французами Антверпена в 1793, гильдии были упразднены. Дом с тех пор использовался только в качестве склада. В 1899 году Дом Мясников стал собственностью города, а в 1910-1913 годах его отреставрировали и превратили в музей. Цель музея - показать произведения искусства Антверпена от античности до наших дней. Здесь вычтавлены коллекции металла, керамики, икон, архитектурных и интерьерных элементов и музыкальные инструменты.

31 Улица Vleeshouwersstraat


32 Замок Стен (Камень) (Het Steen, Steenplein, 1)

Антверпенская крепость Стен, что в переводе с означает камень, была построена по разным данным в Х-ХIII веках. Некогда он был обителью Готфрида Бульонского, знаменитого вождя первого крестового похода, лотарингсксго владетеля и первого государя Иерусалимского королевства, получившего антверпенскую марку во время очередного раздела Нидерландских земель. Позднее замок стал резиденцией городского самоуправления, а при испанском владычестве в нем помещалась инквизиция. Каждого, заподозренного в ереси, неповиновении власти, вольнодумстве, или вызывал недовольство и подозрение ждали пытки и почти неизбежный костер. Рядом с входом находится большое Распятие, к подножию которго подводили узников тюрьмы, чтобы они публично подтвердили свои показания, вырванные у них под пыткой. Прямо над воротами в прямоугольной нише можно увидеть барельеф — изображение языческого божка плодородия. В описаниях города XVI века отмечено, что у фигурки был большой фаллос и что ей приходили поклониться бездетные молодые женщины. Когда в Антверпене победила католическая Контрреформация, отцы-иезуиты не вынесли такого языческого неприличия и при помощи молотка лишили фигурку её самой скандальной части.
Большая часть крепости и множество старинных домов, включая старейшую церковь города, были снесены в XIX веке при спрямлении реки для борьбы с её обмелением. С 1890 года замок стал музеем археологии, а позднее здесь расположился Национальный музей мореплавания. На сегодняшний день что находится в Замке, мне не удалось опознать... Тут кафе и какая-то детская развлекуха на экологическую тему, судя по всему. Выглядит странно. Безусловно замок является одной из самых растиражированных картинок города. Он выгодно отличается от других крупных объектов своей открытостью, в смысле отсутствием окружающих построек. Вид на него хорош практически с любой точки набережной.

32 Памятник Длинному Вапперу (Steenplein, 1)

Длинный Ваппер — великан, согласно легенде живущий в Антверпене и пугающий горожан. Rак правило, худ и высок, что позволяет ему быстро переноситься из одного города в другой. Длинный Ваппер появляется ночью и преследует пьяниц при этом он становится всё больше и больше, а когда пьяница добирается до дома Ваппер любит заглядывать к нему в окна. Иногда Ваппер притворяется младенцем и пьет материнское молоко, и снова стремительно растёт. В Антверпене рассказывают, что однажды Длинный Ваппер притворился женщиной, за которой ухаживали четверо. От её имени Длинный Ваппер наказал им всем доказать свою любовь: первый должен был два часа просидеть на кладбищенском кресте, второй — два часа пролежать в гробу под тем крестом, третий — постучать по гробу, а четвёртый должен был с цепью в руках обежать крест. Первый, увидев как второй ложился в гроб, от ужаса упал с креста и разбился на смерть. Второй умер со страху, услышав как третий стучится в его гроб. Третий умер, решив, что дьявол с цепями пришёл за его душой. Четвёртый же сошел с ума, бросился в Шельду и утонул.

32 Памятник канадским солдатам Второй Мировой Войны (Steenplein, 1)


32 Улица Ernest van Dijckkaai


33 Церковь св. Павла (Sint-Pauluskerk, Sint-Paulusstraat, 22)

Строительство храма длилось с 1517 года по начало XVII века. В XVI веке тут была окраина города, соседствующая с скотным рынком и скотобойней. Храм, за свою историю, не раз горел и перестраивался. В процессе реконструкций в его интерьере появились резные панели на стенах, украшенные фигурками святых, сидения для прихожан, исповедальни и, конечно, кафедра в барочном стиле. Последний пожар, кстати, случился совсем недавно, в 1968 году. Тем не менее, ценная коллекция полотен рубенсовской эпохи пережили все катаклизмы: картины ван Дейка и Иорданса вывешены в ряд на северной стере храма. А вот полотна "Бичевание Христа" Рубенса и "Мадонна с четками" Караваджо были со временем заменены копиями. Главный алтарь собора мраморный. Выполнен он в 1670 году Питером Фербрюггеном старшим и украшен полотном Корнелия Селса - "Снятие с креста". Ещё несколько алтарей расположены по обе стороны главного алтаря. Один из них, "Алтарь Розы", украшен картиной "Мадонна Росарио", написанной Караваджо в 1607 году. Двенадцать мраморных колонн церкви несут на себе статуи апостолов, работы Михаэля ван дер Ворта, выполненные в 1700-20 годах. А местный орган, датированный 17 веком, считается одним из лучших в стране, и благодаря отличной акустике церкви, здесь проходят концерты оркестров и хоров. Обратите внимание на скульптуру Павла внутри собора. Внизу, за небольшим стеклышком можно разглядеть мощи самого святого Павла. По крайней мере, об этом говорят сами служители церкви. Рядом с храмом находиться сад скульптур "Голгофа".Всего здесь 63 статуи. Грот внизу символизирует Гроб Господень в Иерусалиме.

Напоследок несколько зарисовок...

фото6 фото7 фото8 фото9 фото10

Ну и конечно мои любимые тарантасы!

фото11 фото12 фото13 фото14
(С) Я и Зайца! 26.06-2.07.2013 г.